Дольмены Сочи как составная часть общемирового культурного наследия

2018 год обьявлен зарубежом годом европейского культурного наследия. Такие памятники древнейшей архитектуры и археологии, как дольмены, — неотъемлемая часть культурного наследия Европы. Они есть и в Германии и во Франции, Великобритании, Испании, островах Средиземноморья. Но они, иногда очень мало отличающиеся от европейских, есть и у нас. И именно дольмены, а вернее, культура их созидателей, являются связующей нитью, объединяющей столь далеко расположенные друг от друга регионы Мира.

Интерес зарубежных исследователей к нашим дольменам известен с середины 19 века. На работах шотландского художника Уильяма Симпсона (1823-1899) мы видим дольмены урочища «Три дуба», расположенные неподалёку от Солох-аула.

К сожалению, чрезвычайно слабая популяризация наших памятников не способствовала ни посещению, ни изучению нашего наследия как зарубежными туристами, так и учёными. Отдельные отрывочные сведения находимые ими в сети Интернет формировали часто неверные представления. Вот, к примеру, перевод странички Heritage Trust о сочинских дольменов перед Олимпиадой 2014, где автор считает, что в Сочи всего около 50 сохранившихся дольменов, но даже это один из поводов, чтобы посетить наш город помимо Олимпиады.

Большинство населения мало представляет, насколько близкие аналоги нашим дольменам мы можем найти в зарубежных памятниках и наоборот (зарубежные аналоги в наших). Это единство символики, технологических решений декорирования и обработки, конструктивных составляющих элементов и т.п.

Например, нашим дольменам-полумонолитам мы можем найти параллели на острове Сардиния, иногда достаточно трудно отличить территориально откуда той или иной памятник.

Или, к примеру, эти сооружения.

Орнаментация часто также имеет прямые параллели. На иллюстрации в левой части дольмен и прорисовка орнамента района р. Нихетха (аул Тхагапш, Лазаревский район), в правой части — Цюшенская гробница в Германии.

Как мы знаем, дольмены на Черноморском побережье найдены от города Анапа до Абхазии включительно. И везде мы можем найти параллели с европейским регионом. И такую неотъемлемую деталь, как дворики, мы можем найти и у нас и там.

Или конструкционно более сложные сооружения, как эти.

Традиции отображения Космоса также были едины для этой культуры. Вот изображение Луны и звезды-планеты найденное на диске из дольмена Колихо (подобные символы мы также обнаружили на плите из Лоо и на камнях Уруштена).

А вот абсолютно подобное на Мальте (Tel Quadi).

Или на уже несколько более позднем (17 век до н.э.), так называемом диске из Небры (Германия).

Символика дольменных пробок и фиктивных дольменных пробок находит свои аналоги в мегалитических сооружениях Израиля, Сардинии и… легенде об Атлантиде.

А также, так называемым cup and ring marks в Западной Европе (на фото cup and ring marks Шотландии).

Вообще, ту символику на дольменах, которую мы здесь привыкли называть лунками (встречаются и на перекрытиях, прилегающих частях дольменов, отдельных камнях), в Европейском стандарте принято называть cup marks — чашевидные метки. Подобных «меток» у нас известно достаточно много (есть они и несколько удалённо от дольменов — Уруштен и Каштаны, но чаще связаны именно с ними).

«Оригинальный европейский» камень с cup marks из Шотландии.

А это недавно найденный камень из с. Каштаны.

Таким образом, мы наглядно видим существующие в культурном наследии взамосвязи. Вероятно, и не стоит говорить, как у нас обстоит с этим дело (имеется в виду наше наследие) — мы все это прекрасно знаем и видим. Но следует привести пару фото, как обстоит дело в Европе даже с единичными памятниками.

Испания, Галисия.

Цюшенская гробница, Германия.

В 1993 году была попытка у нас создать музей под открытым небом в долине р. Аше. Этот проект прошёл «на ура» в Министерстве культуры СССР. Администрация Сочи издала приказ о его создании.

К сожалению, из-за ряда скорее политических причин, возникающих повсеместно в «смутные 90-е», музею под открытым небом дали просуществовать лишь чуть более года — 1994 он был реорганизован, а позже и просто ликвидирован. Между тем, достаточно очевидна назревшая реанимация подобного проекта в городе Сочи.

Необходимо создать историко-культурный заповедник с целью сохранения и дальнейшего изучения, а также популяризации мегалитической культуры, имеющей недвижимые памятники в нашем уникальном регионе. Это не только будет востребовано, но, повторюсь, именно необходимо.

Кондряков Никита Владимирович,
Действительный член РГО, СО РГО
28.03.2018

Поделиться:
  • Print
  • email
  • Twitter
  • Facebook
  • Google Bookmarks
  • FriendFeed
  • Live
  • MySpace
  • Netvibes
  • StumbleUpon
  • LinkedIn
  • PDF
  • RSS

Одна мысль про “Дольмены Сочи как составная часть общемирового культурного наследия”

Добавить комментарий

Войти с помощью: