Серьёзность замысла, мастерство воплощения

Т. Батракова, искусствовед
«Черноморская здравница», 16 ноября 1979 г.

Оторвав от земли передние ноги и слегка припав на задние, мощно взлетает конь, легко поднимая стройную тонкую девушку. Её воздетые вверх руки держат обломки стрел. Развивающиеся за спиной волосы придают стремительность всему движению; в то же время почти вертикально читаемый силуэт её фигуры останавливает внимание, усиливая значения смыслового центра скульптуры: девушка ломает стрелы, уничтожая символ войны и насилия. Её стремительный и победный взлёт на коне — это призыв к действию, к активности в борьбе за мир.

Скульптура «Ломающая стрелы» в скором времени будет установлена в одном из центральных скверов Сочи. Содержание работы как нельзя более соответствует духу нашего города, собирающего у тёплого моря людей всей земли для отдыха и дружбы.

Фрагмент скульптуры «Ломающая стрелы». Фото О. Коваленко

Сочинский скульптор член Союза художников СССР Виктор Ильич Глухов выносил эту тему всей своей жизнью. Сама мечта стать художником пришла через желание выразить языком искусства прочувствованное, увиденное на войне, на которую он ушёл семнадцатилетнем юношей. Знания, полученные уже после войны в художественном институте, казалось, приобретались с единственной целью — создать произведения, воплощающие драматизм военных лет, ставших частью собственной жизни. Именно такое впечатление оставляет дипломная работа скульптора — столько душевного накала, мужества, стремления победить в порыве трёх бросающихся в бой воинов. Идея воплощена здесь в романтически страстных, хотя и несколько жанрово трактованных образах.

Военная тема остаётся одной из ведущих в творчестве художника. Рассматривая многочисленные произведения Глухова, посвящённые войне, можно увидеть, как время будто бы стирало в памяти бывшего воина детали, частности, позволяя увидеть пережитое в более масштабных, обобщённых чертах. Драматизм, выраженный в бурном движении, сменяется смысловой насыщенностью при внешнем лаконизме, сдержанности. Небольшой памятный горельеф «Здесь был госпиталь», выполненный в 1963 году для санатория имени Мориса Тореза, отличает теплота образов при пластической осмысленности, ясности силуэта, тщательно продуманной соподчинённости основных и второстепенных деталей.

Поиск обобщённого, ёмкого образа привёл художника к символическому решению «Ломающей стрелы», в котором идея выражена через извечно существующее гуманистическое начало, через его борьбу и победу над злом, а тема воинского подвига, патриотизма русского солдата, трансформировалось в тему борьбы против войны, за мир на земле.

Кавказ, где скульптор стал работать после окончания института, захватил художника своей красотой природы, открыл щедрое разнообразие местных скульптурных материалов. Вспоминаются слова Анны Голубкиной: «Надо вдумчиво и осторожно открывать в глине жизнь». Природный материал, чувствуя, руку мастера, способного увидеть его красоту, открывает скрытые в нём возможности.

Среди первых произведений Глухова, созданных на Кавказе, — небольшая скульптура «Табунщик», выполненная в камне (находится в постоянной экспозиции сочинского Выставочного зала). В ней соединяются композиционная собранность и сложная разработка поверхности — художник любуется фактурными возможностями камня. Позднее пришла увлечённость морской галькой, гладкая поверхность, замкнутость силуэта которой усилили внимание к сложной пластике, лаконизму образного решения, ограниченности в деталях. Работа над декоративными скульптурками из гальки не только расширила багаж выразительных средств скульптора, но и подтолкнула к теме «Человек и природа», ставшей во временем другой ведущей темой в творчестве Глухова.

Одна из первых больших работ Виктора Ильича в этом направлении — рельефы в пансионате «Светлана». Среди многих сюжетов, объединённых названием «Кубань», наиболее привлекательна часть, посвящённая лесу и его обитателям. В разработке рельефа удачно соотнесены реалистическая достоверность и необходимая условность, декоративность. Выразительные фигурки зверей двигаются, играют, находят укрытие в траве или под осеняющими их круглыми и густыми кронами деревьев. В целом создаётся образ леса по-сказочному доброго и таинственного, наполненного шумом жизни его обитателей.

После рельефа появились работы «Жеребята», «Туры», «Девушка и лань», в которых художник последовательно решает задачи садово-парковой скульптуры. Сознательно ограничивая разработку сюжета, он стремится выйти за рамки анималистического жанра. Жеребята с гибкими шеями, не очень твёрдо стоящие на тонких ножках, будто ищут опору друг в друге (сквер у гостиницы «Кубань»). Художник обращает внимание на изящество, грацию животных, побуждая у зрителей мысль о необходимости беречь и сохранять хрупкую красоту природы.

Значительность идеи, часто патетически подчёркнутой, романтическая окраска образов — характерные чарты, объединяющие всё многообразие тем в творчестве Глухова.

Художник полон творческой энергии, по-молодому видит жизнь, чувствует новые веяния, что в сочетании с крепким профессионализмом свидетельствует о периоде творческой зрелости, подъёма. Всё это даёт уверенность в том, что нас ждёт ещё не одна встреча с талантливыми произведениями Виктора Ильича Глухова.


Материал из архива В.Н. Костиникова

Поделиться:
  • Print
  • email
  • Twitter
  • Facebook
  • Google Bookmarks
  • FriendFeed
  • Live
  • MySpace
  • Netvibes
  • StumbleUpon
  • LinkedIn
  • PDF
  • RSS

Добавить комментарий

Войти с помощью: